В Москве 1-2 декабря 2017 года Центр социокультурной анимации «Одухотворение» при поддержке Московского государственного института культуры, Всероссийского общества инвалидов, в рамках социального проекта «Доступная культурная среда» при поддержке Фонда президентских грантов реализовал обучающую программу по развитию инклюзивного танца и танцевальной реабилитации (ИТ и ТР).

Само содержание программы, которое предлагалось участникам семинаров-тренингов, свидетельствует о серьезности подходов его организаторов. Такие темы, как «Инклюзивный танец: основные понятия, направления инклюзивного танца в России и за рубежом», «Танцевальная импровизация как основа для включения людей с инвалидностью и волонтеров в совместный танец», «Основы взаимодействия партнера с инвалидностью и танцующего волонтера в инклюзивном танце (психологические особенности и техника танцевального контакта) и другие раскрывают сущность «творческой лаборатории» Леонида Тарасова, директора Центра, и шаг за шагом вовлекают участников в сам процесс социальной реабилитации.

Первым этапом программы стало проведение лекции «Основы инклюзивного танца и танцевальной реабилитации», который позволил собрать представителей всех заинтересованных организаций, передать теоретические знания об этом направлении и создать сообщество заинтересованных специалистов. Обсуждались особенности, принципы, модели, виды, направления инклюзивного танца и то, как привлекать и удерживать волонтеров, вести работу с родителями, проводить занятия, в целом организовывать и развивать инклюзивный коллектив. Всего было привлечено 62специалиста со всех регионов России.

Но главное происходило на втором этапе, на практических занятиях, где специалисты могли встать в пары с людьми, имеющими инвалидность, и переживать опыт личностного общения в танце. Педагоги и волонтеры оказались в достаточно сложной ситуации: им приходилось работать не просто в новой обстановке, но и с незнакомыми ребятами, в том числе с различными нарушениями развития. Для человека, который, к примеру, до этого взаимодействовал только со слабослышащими, работа с партнером на коляске может поначалу даваться непросто. Ведущие практикумов не только показали приемы мотивации ребят, но и помогли создать комфортные, безопасные отношения - первые тренинги были направлены как раз на это. Педагогу, тем более в режиме короткого семинара или мастер-класса, важно не дать жесткий набор движений, а настроить танцоров, направить в нужном направлении и порой просто подбодрить. Это помогло осветить методы и технологии работы обучения, развития и реабилитации целевых групп, методики организации инклюзивных соревнований, фестивалей, балов; хореография и педагогика инклюзивного танца и многое другое.

Занятия инклюзивным танцем, как показал опыт регионов, помогают полностью или частично восстановить человеку утраченные способности. А для детей-инвалидов – раскрыться в совершенно новом качестве для родных и близких, знакомых и незнакомых, и в первую очередь – для самого себя. Успехи в танцевальном искусстве, общение с новыми друзьями в психологически комфортной среде творят чудеса: у детей с «особыми нуждами» растет самооценка, появляются ощущения радости и веры в завтрашний день. А творческая и концертная деятельность, участие в фестивалях - от региональных до международных - не просто раздвигают стены замуровавшей их квартиры, а дарят новые горизонты.

Также одна из задач инклюзивного танцевального движения – распространение опыта и одновременно создание целой сети дружественных связей и партнерств. В рамках этой работы представители оргкомитета фестиваля «Inclusive Dance» и провели семинар.

Для того чтобы обучать детей и взрослых инклюзивным танцам, нужны педагоги, умеющие работать как с обычными танцорами, так и с особыми; знающие, как подогреть мотивацию волонтеров; хорошо владеющие различными танцевальными техниками. «Обучение инклюзивному танцу имеет свои особенности, - говорит Леонид Тарасов. - Педагог, который пришел в эту сферу, сталкивается с множеством вопросов. Как общаться с особыми людьми? Какие цели ставить? Как организовывать занятия? Каких результатов ожидать? И часто заслуги, регалии, хореографические умения педагога не всегда играют решающую роль в этой новой области. Поэтому люди, которые имеют некоторый опыт, могут сориентировать педагога-новичка в этой сфере, чтобы он смог в дальнейшем самостоятельно развиваться».

В рамках семинара в танцевальных залах и лекториях собрались совершенно разные люди: представители местных отделений ВОИ, педагоги и руководители творческих коллективов, студенты педагогических вузов и институтов культуры и, конечно, сами ребята с особенностями развития – воспитанники студий, клубов, объединений. Кто-то из них уже имел практику инклюзивных танцев, кто-то нет, кто-то лишь слышал об этом и захотел организовать свой коллектив. Люди с профессиональным хореографическим образованием и без, разных возрастов, профессий – не только хореографы, но музыкальные, театральные работники.

На занятиях возникали разные ситуации, но в основном все педагоги были активны, открыты для нового: и опытные учителя, и студенты с радостью овладевали разными техниками танца, вступали на путь поиска. Сразу же проявилась главная сложность: мы живем в мире шаблонов, которые воспитываются в людях с ранних лет – еще в школьном кружке, потом укрепляются в музыкальном училище, институте культуры – и в итоге проявляются в творческих постановках. Так, народный танец – это обязательно хоровод, а в современном танце одинаковые перестроения, шаблонные движения, и помимо всего прочего почти везде господствует отношение к детям как к ученикам. Так что бороться участникам семинаров приходилось не с кем-нибудь, а с самими собой.

Большим достоинством в организации семинаров было то, что они включали в себя и теоретическую, и практическую части. «Мы подробно рассказали о фестивале «Inclusive Dance», о своей деятельности, – говорит Леонид Тарасов. – Наши встречи познакомили нас с богатым опытом коллективов из разных регионов России, позволили обменяться идеями, наработками. Они помогли выявить общие проблемы, наметить пути их решения и положили начало формированию профессионального сообщества в этой сфере».

После семинара работа не заканчивалась. Педагоги подходили к ведущим, делились проблемами, задавали вопросы. Вместе они смотрели видеозаписи номеров, анализировали их. хореографии, либо помочь создать номер или провести супервизию уже имеющегося. Это очень эффективная практика и мы готовы ее развивать». По итогам семинара были проведены контрольные задания и выданы сертификаты о прохождении обучения. Равнодушным с семинара не ушёл никто. Педагоги признавались, что открыли для себя новый метод взаимодействия с ребятами с инвалидностью, посмотрели с нового ракурса на самих ребят – их самостоятельность в постановке танцев и способность красиво импровизировать.